Введение.
Практика для конкурсного танцора - тот же самый конкурс или выступление. Никогда не танцуйте на практике плохо, вяло или устало, всегда старайтесь отдать себя полностью. Помните, танец исполненный в пол-ноги, не принесет удовольствия ни вам, ни окружающим.
Данная тема написана прежде всего для конкурсных танцоров-спортсменов и их педагогов. Многие советы будут полезны и танцорам любителям.
Данная тема посвящена самостоятельному развитию ваших способностей. Брать уроки у преподавателя еще не означает научится хорошо танцевать. Уроки с преподавателем необходимы для того чтобы иметь взгляд со стороны, для помощи вам и решении определенных задач для вашей пары. Но основная ваша работа заключается в том, чтобы используя подсказки и советы преподавателя научится танцевать самому (в паре). Вам никто не поможет на конкурсе, ни тренер, ни психолог, ни папа с мамой. На конкурсе вы, как пара, будете одни среди других пар и судей вас окружающих и вы будете показывать тот танец, к которому вы пришли, испольуя ваши практические занятия (тренировки). Поэтому моя цель постараться показать вам некоторые подходы к тренировке, которые помогут вам не перекладывать выполненине ваших задач на других (тренеров, психологов), а научат решать их самостоятельно, что в дальнейшем поможет вам в выступлении на турнире.
Данные советы не претендуют на абсолютную истину, просто в голове накопилось много идей и соображений, а самое главное все это проверено на практике, и это работает! Разумеется, что к любой идее и совету нужно подходить с умом, ведь что верно для одного человека, то может быть противоположным для другого, так устроен мир, природа.
Очень часто в своей жизни Вы учились у разных преподавателей, неважно где, в школе, высшей школе, училище. Вы всегда встречали разный подход к той или иной задаче. То же самое происходит и в танцах. Мы учимся у разных учителей, мы берем семинары у разных педагогов, так как мы ищем то, что для нас понятнее и ближе, мы ищем тот образ, который скрыт где-то в нашем подсознании. И когда мы находим то что искали, мы поднимаемся на одну ступеньку (а то и несколько ступенек) выше в нашем развитии. То есть наше с вами совершенствование и развитие заключается именно в поиске, поиске тех слов, того образа, той мысли или идеи, которые нам нужны сейчас, в данный момент. Но, если вы не нашли того что искали здесь, то, возможно, прочитанное вспомнится когда-то вами, и возможно, вы вернетесь сюда для чтобы перечитать какой-либо абзац, и у вас наступит маленькое прозрение... Я буду очень рад, если хоть как-то смогу вам помочь в этом нелегком деле - совершенствовании самого себя и в применении нескольких приемов, которые могут быть полезны вам на тренировке.
Начало и окончание тренировки.
Всегда помните, что ваша тренировка начинается не с того момента, когда вы встаете на паркет, а гораздо раньше, можно сказать, что вы должны ее начинать, открыв утром глаза. В течение всего дня на вас не зависимо от того хотите вы этого или не хотите, влияют различные факторы. И от того, с каким настроением вы воспримите данный день, от того, какое настроение вы принесете в танцевальный зал и будет зависеть ваша тренировка. Прочтите одно интересное выражение: «Одна отрицательная мысль убивает все положительные». Подумайте над этим.
В течение дня старайтесь себя подготовить мысленно к тому, что вы хотели бы попробовать сделать сегодня. Иными словами говоря, приходите на тренировку с определенной целью.
Возможно, Вы посмотрели какую-либо видеокассету с конкурсом или учебную запись, прочитали давно забытый конспект и нашли интересную идею, постарайтесь сразу же попробовать ее, запомнить, записать, принести на тренировку и рассказать о ней партнеру, либо просто встать в пару и пробовать вести партнера, это один из вариантов пробы новой идеи, вы тогда поймете сразу, годится вам она или нет. Ну об этом чуть позже, вернемся к основной теме данного раздела.
Окончание тренировки происходит не после того, когда вы покидаете площадку, а немного позже. По пути домой (к метро, автобусу и т.д.), провожая партнера (или партнер провожает вас) хорошо бы было обсудить то, что у вас получилось, а что нет на сегодняшней практике, хотя тема разговора может быть и любой другой, но мыслями вы должны находиться еще на паркете. Вы скажете: «ерунда!». А знаете такое выражение: «Хорошая мысля приходит опосля»! Так вот, это действительно так. Многие законы природы людьми осознавались не сразу, а после определенной работы, после накопления определенного опыта. Помните когда Менделееву пришла в голову идея таблицы химических элементов?... хотя работал он над ней годы...
Не останавливайтесь.
Этот девиз применим ко второму виду практики (Виды Танцевальных Практик - Ханс Лаксхольм). Что же это означает? Всего лишь то, что Вы должны просто танцевать, не обращая внимания ни на окружающих, ни на то, что происходит в мире или вашей душе. Вы должны отдаться целиком и полностью со всей силой своей души танцу и только тогда начнется ваше творческое совершенствование, только тогда вы будете чувствовать притягательную силу движения, полет вашей души, соединение двух тел в одно!
Каждый раз вспоминайте о том прекрасном что притягивает Вас в танце и что Вас завораживает в нем - это Ваша личная мотивация в увлечении танцами, у каждого она своя. Этот настрой Вашей души будет ограждать Вас от всего негативного вокруг Вас и внутри Вас на данный момент. (Павел Бачурин)
Никогда не нарушайте этот процесс криком или презрительным выражением лица... Помните... «одна отрицательная мысль убивает все положительные». Тогда творческий процесс прерывается, и вы начинаете душевно истязать самого себя и своего партнера. Если вы находитесь на грани нервного срыва и чувствуете, что сейчас вы накричите на своего партнера или скажите ему что-то что не должны говорить в подобной ситуации, лучше прервите ваше занятие, сходите в кино, прогуляйтесь... Поверьте, пользы от этого будет больше, чем от растраченных нервов и «синяков под глазами».
Для серьезного конкурсного танцора бальные танцы в отношении физической подготовки - спорт. А спорт жесток! Не останавливаться в спортивном смысле означает добиться определенной цели сегодня (если она поставлена). Это укрепляет вашу силу воли как спортсмена, придает силу мышцам и разуму. Предположим, вы с партнером решили протанцевать мелодию или две одного танца под музыку, не останавливаясь. Сделайте это, чего бы вам это не стоило! На конкурсе останавливаться будет некогда. Судьи стоят в разных углах площадки, и вы должны успеть показать себя как можно большему их количеству.
И в заключении помните, что Вы танцуете под музыку, а музыка не прерывается и не останавливается (она может лишь замедлять темп или затихать). Произведение должно звучать до конца. Ваш танец должен быть подобен этому музыкальному произведению.
Будьте эмоциональны на тренировках.
Танец, как и вся наша жизнь - это эмоциональная гамма чувств, говоря простыми русскими словами - многообразие оттенков состояния нашей души, началом которых является для танцора музыка или ритм.
Итак, давайте вернемся в зал, включим музыку и встанем в пару. Следующим шагом должен быть ваш танец. Вы готовы, чтобы станцевать? Серьезно? А где же ваш настрой? А где же тот ваш моторчик, что заводит вас и вашего партнера? (каждый думает, конечно, о своем моторчике, у всех он в разных местах, я же говорил, люди все разные, разные и подходы, мысли...). Найдите его, используйте его каждый раз. Передавайте свою энергию партнеру, свой эмоциональный настрой (разумеется, в духе того танца, который вы исполняете).
Все ваше тело должно быть эмоционально, каждая мышца должна эмоционально реагировать на звучание музыки. Попытайтесь отдаться этому волнующему звуку и расслабить свое тело для восприятия этой силы. Вы никогда не устанете физически, если будете танцевать, испытывая эмоциональную (душевную) радость. Это принесет вам настоящее наслаждение и счастье от танца (это подобно чувству любви). Это будет видно со стороны и будет достойно внимания!
Выражайте ваши эмоции мышцами лица (мимикой). Это нормально и естественно для нас и заложено в нас от природы. Никогда не стесняйтесь выражать танец мимикой, можно сказать, что она играет порой главную роль в танце. Покажите мне хотя бы одного чемпиона, который не выражает свой танец эмоциональной лицевой мимикой.
Не бойтесь выражать свой танец руками. Выражение чувств с помощью рук естественно и необходимо для человека. Жестикуляция тоже один из способов выражения ваших чувств и мыслей. Порой это единственный способ общения (вспомните немых или глухих людей). Не бойтесь своих рук, двигайте их, развивайте их, заставляйте их танцевать вместе с вами, выражайте ими свои чувства.
Почему танцевать эмоционально необходимо на тренировке? Ваша эмоциональная окраска танца также нуждается в тренировке, так как на конкурсе слишком много стрессовых состояний и ваше лицо, руки и тело не должны их выражать, а должны учавствовать в танце. Разумеется, вы не сможете в точности повторить одни и те же эмоции в одной и той же фигуре, но вы должны испытать определенное чувство в данном элементе и ваши мышцы будут реагировать на него должным образом. Тренируйтесь эмоционально, не бойтесь себя, выражайте себя как можно ярче! Только тогда на Вас обратят внимание!
Равный вклад в танец.
Мы сразу перейдем к спортивному, соревновательному виду исполнения танца. Что означает равный вклад? Всего лишь то, что вы создаете танец вместе. Вы вместе вкладываете в него свою силу и душу, иначе ситуация будет похожа на «водителя и пассажира», один везет, а другой едет. Не очень-то это весело, когда от вашего выступления зависит ваш результат.
И все же, как складывается распределение нагрузки в паре? Очень многие считают, что Мужчина должен делать приблизительно 60%, а Дама 40%, многим кажется, что наоборот, и они (Мужчины) перекладывают всю нагрузку на Даму! Ужас!
Давайте рассмотрим соотношение сил как 50% на 50%. Хороший расклад, сколько делает Мужчина, столько делает и Дама, но это заведомо проигрышный вариант. Почему? Все просто, в данном распределении сил нет лидера, то есть того, кто ведет пару! Отдадим партнеру на лидерство чуть-чуть, всего лишь 2%, и тогда вы увидите пару с равным вкладом! Подведем итог: мужчина вкладывает 51% своих сил, а Дама 49%. Разницей в 2% является та сила, которую прилагает Мужчина для ведения Дамы и изменения направления движения веса ее тела. Именно изменения направления движения веса тела, а не перетаскивания его по площадке!
Откуда такой вывод? Вам наверняка известно, что в спортивных бальных танцах запрещены поддержки и подъемы, то есть те элементы и фигуры в которых один из партнеров при помощи другого отрывает от пола две стопы (например, как в балете). А как думаете вы?
Медленное исполнение.
Перейдем еще к одной и очень важной теме для практики танцоров спортсменов - медленное исполнение.
Первой причиной для перехода к медленному исполнению танца должно быть чувство того, что что-то получается не так как вы того хотите, когда вы исполняете вашу хореографию или отдельный элемент и чувствуете, что исполнение происходит не уверенно, с ошибками. Дальнейшая тренировка под музыку и в быстром темпе хорошего результата вам не принесет, вы можете просто, как это говорится, затанцевать ошибки.
Помните, что быстрому исполнению всегда должно предшествовать медленное. При медленном исполнении возрастает чувствительность вашего тела к восприятию движения и взаимодействия (это можно сравнить с приемом пищи: если вы едите быстро, то вы не успеваете почувствовать вкус и насладится пищей, и наоборот), поэтому, чем медленнее будет ваше исполнение, тем четче и тоньше будут ваши чувства к себе и вашему партнеру, и вот с этого момента в вашу пару начнет приходит понимание того взаимодействия, которое вам необходимо для правильного использования вашего веса и правильного положения корпуса, именно в этот момент вы увидите все ваши ошибки и с чьей стороны они происходят!
При медленном исполнении вам придется приложить гораздо больше сил для балансирования веса пары и вы можете больше устать, чем при нормальном исполнении. Этот этап вы обязательно должны проходить, так как он учит мышцы выносливости, а тело сбалансированности.
Конечно, всего в меру, но если у вас есть необходимость разобрать вашу вариацию или определенный элемент, делайте это медленно, и переходите к более быстрому исполнению постепенно. Не спешите, вы все успеете, только делайте все правильно.
Второй причиной к медленному исполнению должен быть ваш опыт. Вы наверняка встречались с тем, что на конкурсе включают такую медленную музыку, что кажется, танцевать под нее просто невозможно. Вот здесь, вы как раз себя и проявите, потому что вы уже научились танцевать медленно.
Тренировка отдельных фигур и элементов.
Давайте рассмотрим несколько способов для тренировки отдельных фигур и элементов, а также кусочков или частей хореографии, так как из них складывается ваша хореография. Фигуры и танцевальные элементы вашей хореографии подобны кирпичикам дома, который вы строите, и все зависит от их качества и соответствия друг другу. Назовем этот комплекс Метод Последовательной Тренировки:
Обсуждение
Медленное исполнение
Метод частых повторений
Предыдущие - Последующие
Обсуждение
Теперь разберем каждый способ более подробно.
- Предположим, вы отрабатываете хореографию. Вы наверняка найдете несколько фигур, исполнение которых вам не очень нравится, и всегда есть те элементы или фигуры, которые получаются хуже всего. Начните с них, только сразу запомните (Мужчина и Дама), ЛЕГКИХ ПУТЕЙ НЕТ, ВЕЗДЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТРУД И НЕМАЛЫЙ. Начните обсуждать данную фигуру (но не спорить о ней, т.к. в споре вы не найдете правды и не придете к единому мнению). Разберите фигуру по следующим пунктам:
- Вид движения (поступательное, вращательное, наклон),
-<Характеристики движения (степень поворота (вращения), длина),
-Динамика движения (скорость вращения, использование наклона и веса тела, использование веса головы, степень взаимодействия с партнером),
-Акценты движения (ритмический рисунок, музыкальное выражение, направления вашего взгляда).
Разобрали? Идем дальше.
- Далее начинайте исполнять фигуру или элемент медленно, помня о виде, характеристике, динамике и акценте движения. Как правило, при медленном исполнении фигура получается, повторите ее несколько раз медленно и переходите к следующему пункту.
- Как в любом спорте, так и в бальных танцах необходимо некоторое количество повторений (подходов) танцевальных фигур и элементов с небольшим перерывом между ними для отдыха и обсуждения. В данном случае фигуру или элемент необходимо исполнять в нормальном ритме (в музыку или под счет). План здесь примерно может быть таким: 5 повторений одного элемента, фигуры - небольшое обсуждение, опять несколько повторений. Что дает такой подход? Во-первых, вы привыкаете к определенному положению в паре, во-вторых, привыкают в данной фигуре работать определенные группы мышц, в-третьих, складывается стереотип данной фигуры. Попробуйте делать несколько подходов в разных направлениях, например 5 в одну сторону, 5 в другую, это в свою очередь поможет вам лучше ориентироваться на площадке и не создавать так называемый «комплекс направления», т.е. зависимость исполнения фигуры от направления ее исполнения. Здесь очень важно следить за степенью собранности своего тела, оно не должно находится в зажатом (скованном или жестком) состоянии, но и не должно быть расслабленным (вялым, податливым). Ваше тело должно быть в тонусе, т.е. вы должны испытывать легкое напряжение (собранность) мышц вашего тела. Ваше движение должно быть пластичным, мягким и сильным.
- Далее переходите к исполнению предыдущих и последующих фигур, т.е. начните присоединять отработанный элемент к основной хореографии посредством предыдущих и последующих фигур. Также необходимо некоторое количество повторений.
- Станцевали? Получилось? Молодцы! Не получилось? Не расстраивайтесь! Помните, на все нужно время! Переходите опять к пункту 1 и продолжайте работать. Если совсем туго, не пытайтесь что-либо сделать или изменить, возможно вы просто устали, отдохните, или, оставьте все как есть и обратитесь за помощью к ТРЕНЕРУ
- Применяйте разные подходы.
Решение любой задачи требует определенного подхода. Подходов существует большое множество, просто для нас, т.е. каждого из нас отдельно, есть свои и свойственные только нам методы и подходы к решению определенной задачи, но всегда остаются другие, еще не известные нам. Это зависит от степени нашего развития и количества приобретенного знания. Что я имею ввиду? Я уже говорил, что мы учимся у разных преподавателей, и каждый из них имеет свой подход к объяснению определенного вопроса, но в конечном итоге мы получаем один результат! Странно? Смотрите, природа одна, но существует ряд наук, таких как физика, химия, биология и т.д., каждая из которых рассматривает природу со своей стороны, но в комплексе, т.е. в целом, мы получаем ее наиболее полное описание, общую картину природы. Таким же образом мы подходим и к изучению танца, т.е. мы имеем много различных мнений, идей и подходов, складывая которые получаем наиболее полную его картину, т.е. каждый подход является дополнением или рассмотрением процесса танца с другой стороны.
Обратите внимание, что иногда мы читаем то, что считаем нужным, правда не всегда понимаем, о чем идет речь. Наше подсознание устроено таким образом, что мы никогда не знаем, когда наступит осознание прочитанного, оно может и вообще не наступить, тем не менее, мы не перестаем читать. Иногда мы слушаем лекцию преподавателя, который имеет отличный подход от того, который свойственен нашему сознанию, и не всегда понимаем ту идею, которую он нам несет, тем не менее, мы стараемся вникнуть в нее и применить ее к себе, находя через определенное время в своем теле новые, неизведанные возможности.
Я всегда с удовольствием слушаю лекции разных педагогов. Все они рассказывают об одном и том же, просто используют разные подходы (слова, идеи и сравнения), и это здорово. Посмотрите некоторые конспекты записанные мной на лекциях. Ведь они (конспекты) об одном и том же - о танце! Зато, какие разные идеи и подходы! Ту, идею, которая мне подходит в данный момент, я сразу же беру на вооружение, а ту, что нет, пытаюсь понять и применить. Ведь все мы люди, и то о чем говорил этот педагог, может быть свойственно и для меня, потому как у меня те же руки, ноги и голова.
Вы спросите меня: «Так какие же подходы мне применять для совершенствования моего танца?». Я вам отвечу: «Применяйте те подходы и методы, которые вы уже знаете и слышали, но всегда старайтесь найти какой-нибудь другой, так как он есть». Как? Хороший вопрос. Ответ следующий: «Методом научного тыка», т.е. только практическим путем, путем поиска и сравнения!
В среде танцоров не принято обсуждать танцевальную технику исполнения основ или других фигур, а зря... Старайтесь как можно чаще делится своим мнением и опытом, а также слушать мнения других! Самое главное здесь, внимательно прислушиваться к идее (способу, подходу) и находить рациональное зерно, потому как любой человек открывает что-то, чего не можем открыть или увидеть мы. Принимая это и применяя это на практике мы становимся богаче (и в прямом смысле), умнее и совершеннее.
Ищите и применяйте разные подходы для развития вашего танца!
|
Автор: Андрей Дементьев
Источник: www.dancesport.ru
| | |