Я знаю великолепных тренеров, которые так и не смогли пока вырастить свою чемпионскую пару. Они трудятся, вкладывают в пару душу, время, знания, умения, опыт и даже средства - а пары уходят от них. Не потому, что не любят - уходят, порой, и со слезами на глазах. Но уходят. Почему?!!!
Как известно - тренер тренеру рознь.
Потому, что тренерам не хватает знания психологической природы человека, умения работать как индивидуально, так и с коллективом. Здесь я не имею ввиду практическое мастерство подготовки учеников, я говорю об умении выстраивать психологическую подоплеку при работе с учениками. Один неверный шаг - и все, танцор потерян как ученик. Назовите мне хоть одного тренера, который не сталкивался с этим.
Есть тренеры, которые замечательно работают индивидуально, но не могут выстроить коллектив. И тогда они всю свою тренерскую жизнь работают индивидуально с парами чужих коллективов, растя Чемпионов, которые прославят не их.
Есть тренеры, которые прекрасно работают с коллективом, в их клубах уютно, дружба и любовь всех и каждого. Но нет индивидуальностей, которые бы на турнирах показали высокое мастерство тренера.
И дело в этих случаях не в уровне тренерского потенциала и таланта, а всего лишь в умении создать психологическую атмосферу в клубе, которая бы, удовлетворяла и запросы танцоров, и желания их родителей, и творческие идеи и потребности самого тренера.
На мой взгляд, сейчас - это основная проблема, тревожащая умы большинства тренеров, настоящих профессионалов своего дела.
Однако, есть и непрофессионалы, и это уже головная боль для танцоров, которые у них тренируются, а не для самих тренеров.
Достаточно начать с того, что преподавать начинают танцоры, которые считают, что только лишь их танцевального класса уже достаточно для того, чтобы растить чемпионов.
Хотя не все приходят в тренерскую работу ради учеников. Есть и другая тенденция: кого-то из юных педагогов греет мысль о создании коллектива и разведении в нем своих порядков. Эдакая "маленькая страна", полигон для их личностного самоутверждения. В результате, скажу я вам, получается игра в дочки-матери, если начинающий тренер не начинает осознавать, зачем к нему приходят люди и что он с ними может сделать реально.
И я не являюсь исключением, и меня можно во многом упрекнуть. Я сама начала пробовать себя тренером в Д классе :0) и мною двигали и те, и другие мотивы. В результате победила психология :0)
Я отличаю для себя профессионалов в тренерском искусстве от дилетантов по тому, что они сами вкладывают в понятие "тренер". Одни, побывав у именитых мастеров на семинарах, считают, что лишь рассказав о том, как они сами танцуют, уже можно воспитать Чемпионов. Да будет им известно, что, рассказав, научить можно только того, кто уже сам видит всю биомеханику своего тела и особенности своего тренировочного развития.
Тренер, для меня, это тот, кто обучает спортсмена законам тренировки, знакомит его с особенностями приобретения навыков через тренировки, и, главное, тренирует его, то есть заставляет его нарабатывать эти навыки через приемы, упражнения - все то, что составляет методику его тренерской работы.
Все остальные - объясняльщики, которые, кроме того, что показывают свой индивидуальный взгляд на то, как надо танцевать, более никакой пользы принести не могут танцорам. Разумеется, кроме тех, кто и так уже все знает и умеет. Такому танцору лишний взгляд не помешает, а расширит его кругозор, побудив работать более тонко и где-то по-новому. Но всем остальным… для остальных он будет лишь лектором.
Ничего не имею против лекторов, однако плохо, когда лекторами являются все педагоги конкретного танцора - и постоянные, и приезжающие. Ученик таких тренеров, в лучшем случае, сам станет хорошим лектором.
|
Автор: Нина Рубштейн
Источник: www.dancesport.ru
| |